Диспетчеризация лифтов

С целью увеличения безопасности использования лифтов применяются различные комплексы диспетчеризации. Усовершенствование цифровых технологий дало возможность применить огромное число разнообразных операторных потенциалов в программно-аппаратные комплексы диспетчеризации, производимые в Российской федерации. В нынешнее время стал доступным весьма обширный ряд подобных приборов, действующих самопроизвольно в лифтовых установках, так же и в составе многофункциональных комплексов, которые предназначены для диспетчеризации различность служб ЖКХ (управление освещением, пожарная безопасность, сбор данных приборов учёта и т.п.). Для повышения защиты использования лифтов уместно проанализировать следующие действующие устройства диспетчеризации.

В наибольшей степени популярными стали 5 разновидностей подобных установок:«АСУД-248» (ООО НПО «Текон-Автоматика», г. Москва), «УБДЛ88-1М» (изготовитель ЗАО «КРОС-НИАТ», г. Ульяновск), «КДК-М» (ООО «ППК ЭССАН Лифтэк», г. Новосибирск), «Обь» (ООО «Лифт-Комплекс ДС, г. Новосибирск), «ЕСДКЛ» (ООО «Нейрон», г. Рязань), «КДК-М» (ООО «ППК ЭССАН Лифтэк», г. Новосибирск).
Предназначение и исполняемые основные роли разбираемых установок примерно одинаковы:

  • остановка процесса движения кабины в аварийных случаях (потеря фазы митания;
  • неисправность цепей безопасности устройства;
  • проникновение в шахту лифта;
  • аварийная остановка кабины и подъём противовеса при включенном главном двигателе);
  • передача сигналов о нарушениях надёжной работы лифта;
  • об не санкционированном открытии дверей машинного помещения или станций управления (в случае их нахождения за пределами машинного помещения); сигналы о защите электродвигателей;
  • включение освещения шахты при срабатывании блокировки лифта по проникновению в шахту;
  • двусторонняя связь с кабиной.

Каждая из упомянутых систем имеет специфические особенности. Так, в электрической схеме системы «УБДЛ88-1М» предусмотрена возможность подключения до восьми контрольных датчиков, информация с которых поступает в диспетчерский пункт. Также полезной функцией этой системы является выдача информации на индикацию и в канал связи о текущем состоянии контролируемых точек, возможность запрета запуска лифта на большой скорости. Может обеспечиваться переговорная связь с крыши кабины лифта в режиме «Ревизия». Также предусмотрено спецоборудование для связи с пассажирами, пользующимися слуховыми аппаратами.
UBDL88-1M
УБДЛ88-1 установлена на лифтах более 80 городов России и с 1999 года рекомендована к применению Ростехнадзором РФ. Наряду с зарекомендовавшими себя моделями заслуживают внимания современные модификации комплекса. В частности, в Саранске по компьютерной сети (с ADSL-доступом) комплексом ТМ88-1, в состав которого входит УБДЛ88-1М, диспетчеризованы уже более тысячи лифтов, и разработан проект для установки системы видеонаблюдения на этих объектах

 

 

 

ASUD-248Система «АСУД-248» обеспечивает: автоматическое контролирование бесперебойности аппаратуры связи; звукозапись и прослушивание переговоров диспетчера с абонентами; автоматическое подключение связи с лифтовыми кабинами, машинными помещениями лифтов, подъездами, электрощитовыми и другими техническими помещениями при срабатывании охранной сигнализации или при поступлении аварийных сигналов.Системой «АСУД-248» оборудовано более 3500 лифтов города Москвы, С-Петербурга, Королева, Электростали, Мытищ, Краснознаменска. Следует отметить, что в Москве, по оценкам специалистов, данная система не только получила широкое распространение, но и заняла большую часть рынка.

 

obВ системе «Обь» предусматривается одновременное подключение до 11000 лифтов, а также имеется возможность снимать информацию с восьми контрольных датчиков СУЛ (станции управления лифтом). Переговорная функция осуществляется посредством устройства домофонного типа. На начало 2008 года более 60 тысяч лифтов были оборудованы системой «Обь» в 198 городах России от Владивостока до Калининграда. В ближнем зарубежье оборудование смонтировано в Казахстане, Белоруссии. Сейчас компания «Лифт-комплекс» делает упор на адаптацию своей продукции к лифтам импортного производства, так как отечественные изготовители ею уже охвачены. Такая работа успешно проведена с компанией «Лифтстрой» (г. Москва), поставляющей в Россию южнокорейские лифты под брендом SIGMA. Помимо этого в данном направлении ведутся проекты с компаниями, поставляющими лифты под брендами SODI­MAS и AXEL.

Комплекс «КДК-М» запрашивает информацию с лифтовых блоков и выводит ее на экран монитора. К одному блоку возможно подключение до 64 лифтов. Также к особенностям «КДК-М» можно отнести наличие речевого информатора для пассажиров лифта, малое энергопотребление (работа от аккумулятора не менее 40 минут), автономное питание схемы охраны шахты, повышенную помехоустойчивость. Система «КДК» разрабатывается с 1994 года и, наряду с «УБДЛ88-1М» и «Обью», является наиболее распространенным комплексом диспетчеризации, охватывающим всю Россию, а также некоторые города Белоруссии и Казахстана. Стоит отметить, что наряду с двумя вышеупомянутыми системами она рекомендована к использованию Ростехнадзором РФ.

Система «ЕСКДЛ» имеет жидкокристаллические индикаторы, которые предназначены для отображения положения кабины лифта, направления движения, различных сообщений. Сообщения могут содержать информацию о перегрузке лифта, режимах работы (режим специального обслуживания и т.д.). На индикаторах может отображаться информация о чрезвычайных ситуациях в здании, например, о пожарной опасности, опасности землетрясения или наводнения, если такие возможности предусмотрены станцией управления. Кроме служебных сообщений возможно отображение различной рекламной информации, информации о сервисах, расположенных на этаже прибытия. Сообщения выдаются как в текстовом, так и в графическом виде. Одной из ее особенностей является возможность обнуления системы при каком-либо сбое без необходимости использования специальных ключей. Система «ЕСКДЛ» установлена более чем 5000 лифтах в различных городах России, особенно стоит отметить, что она установлена на объектах Управления делами Президента России.

Одним из важнейших факторов при выборе системы диспетчеризации является обоснованность выбора того или иного типа коммуникаций. Известны следующие типы коммуникации для передачи информации: по радиоканалу, посредством сотовой связи, по локальной сети. Каждая из рассматриваемых систем может поддерживать все вышеназванные способы передачи данных. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Передача данных по радиоканалу не требует дополнительной прокладки проводов большой протяженности, что определяет относительно невысокую стоимость. Однако малая скорость передачи данных недостаточна для современного оборудования диспетчеризации. Кроме того, в условиях города не обеспечивается необходимо высокая надежность получения качественной передачи радиосигнала, а при грозе вносятся в него помехи.

Передача данных по локальной сети может осуществляться непрерывно с необходимой скоростью и достаточной надежностью. Однако при этом необходима прокладка сетевого кабеля. Этот недостаток можно минимизировать использованием одной локальной сети для нескольких целей (например, противопожарной безопасности, управления освещением и т.д.). Данный тип коммуникаций очень удобен для применения в удаленно стоящих многоэтажных зданиях и легко выводится в сеть Интернет.

Одним из современных типов коммуникаций, используемых в комплексах диспетчеризации, является сотовая связь. Он стал доступен в результате удешевления услуг сотовой связи, что предоставляет относительно недорогую и в то же время высокоскоростную и надежную передачу данных. Перебои с сотовой связью в настоящее время практически не случаются, чего нельзя сказать о сети Интернет. Устройства диспетчеризации при использовании сотовой связи снабжаются специальным разъемом для сим-карт. К недостаткам данного типа связи можно отнести то, что при его использовании система диспетчеризации не может передать полный протокол данных, а также задержку отправки на 5-40 секунд.

В последнее время широкое распространение получили беспроводные технологии WiFi и WiMax, которые, разумеется, не могли обойти стороной ведущие производители комплексов диспетчеризации лифтового оборудования. Поэтому стали появляться специализированные модификации. Примером может служить диспетчеризация лифтов в г. Ижевске.диспетчеризация лифтов WiFi и WiMax

В Калуге в настоящее время функционирует 816 пассажирских лифтов, находящихся на диспетчеризации. Используются следующие системы диспетчеризации: КДК-М (332 лифта, расположенных по всему городу), ЕСДКЛ (17 лифтов, из них 14 в районе Малинники, 3 в районе Терепец), ПДЛ-20 (остальные). В текущий период идет установка систем ЕСДКЛ еще на шести лифтах. Данные системы подключены к 35 диспетчерским пунктам. Планируется создать вместо них 10 пунктов – один центральный и еще 9 по 3 в каждом округе. Это станет возможным благодаря установке нового оборудования, которое позволит поддерживать как протоколы КДК, так и ЕСДКЛ одновременно. Связь в настоящее время обеспечивается следующими провайдерами: «Корбина», «Домолинк», а также «GSM-Мегафон» (используется для диспетчеризации при аварийных случаях а также в удаленных объектах, у которых нет доступа к Интернету). К недостаткам «Корбины» можно отнести аварийность, в результате чего приходится в срочном порядке переключаться на существенно более дорогой «GSM-Мегафон». К недостаткам «Домолинка» можно отнести необходимость проведения Ethernet (порядка 3000 руб. на объект) в случае отсутствия цифровой АТС. В перспективе планируется перевод существующих систем диспетчеризации на «Стрим TV», что позволит достичь большей экономии и удобства в обслуживании, благодаря созданию отдельной локальной сети для лифтового хозяйства города.

Необходимо подметить, что ни в одной из проанализированных установок диспетчеризации не предусмотрена функция мониторинга и диагностирования технического состояния лифтов. В ходе эксплуатации обнаружен ряд типичных довольно часто встречающихся поломок лифтовых установок.

С целью повышения безопасности эксплуатации лифтов в  назрела необходимость разработать систему их мониторинга и диагностирования. В составе этой системы важную роль будет играть база данных, обеспечивающая хранение информации о лифтах и их техническом состоянии. Программное обеспечение позволит извлекать необходимую информацию, например, о характерных неисправностях однотипных лифтов или других интересующих параметрах или явлениях.

Данная система позволит сократить число простоев лифтов, уменьшить число ремонтов и снизить их трудоемкость, устанавливать оптимальные межремонтные сроки, в результате чего повышается безопасность и ресурс лифтов.